
Деятельность вожатого по организации детского коллектива
Профессиональные компетенции, полученные в процессе подготовки по курсу, востребованы для организации деятельности, органов ученического самоуправления, детских творческих групп под руководством педагогического работника
Сегодня как никогда остро воспринимается качество работы специалиста по организации детского коллектива. Такие специалисты востребованы в образовательных организациях, а также в организациях отдыха детей и их оздоровления в каникулярный период. Надо помнить, и в детских общественных организациях такие специалисты нужны.
Как и чему учить таких специалистов, чтобы они уверенно могли выходить на свои рабочие места, во многом стало понятно с появлением профессионального стандарта 01.007 «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.12.2018 №840н. В строгом соответствии с этим Стандартом построен этот курс профессионального обучения.
Подготовка по данной программе сформирует основы профессиональной деятельности под руководством педагогического работника:
- сопровождение детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в организациях отдыха детей и их оздоровления (образовательных организациях);
- создание условий для развития коллектива;
- планирование и реализации его деятельности.
Профессиональные компетенции, полученные в процессе подготовки по курсу, востребованы для организации деятельности, органов ученического самоуправления, детских творческих групп под руководством педагогического работника. Особое значение имеют получаемые компетенции в организациях отдыха детей и их оздоровления для организации, разнопланового участия детей новых коллективов в мероприятиях различного уровня, организации деятельности профильных подразделений детских общественных организаций под руководством педагогического работника.
Программа курса вбирает в себя достижения в области профессиональной подготовки вожатых на инструктивных сборах ВГСПУ, на школах вожатых множества организаций отдыха детей и их оздоровления Волгоградской области, на курсах профильных педагогических отрядов Южного федерального округа. Содержание программы опирается на опыт партнерства ВГСПУ (г. Волгоград) и МПГУ (г. Москва) в рамках «Всероссийской школы вожатого». В организации обучения используются современные образовательные технологии, которые гарантируют высокое качество профессиональной подготовки в соответствие Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.
В результате освоения курса слушатель будет
Знать:
- основы планирования деятельности детского коллектива;
- правовые акты в области защиты прав ребенка, деятельности детских общественных объединений;
- направления деятельности детских и молодежных общественных объединений;
- основы сопровождения детского коллектива;
- технологии проведения сборов, игр и иных мероприятий;
- основы включения участников детского коллектива в систему мероприятий.
Уметь:
- составлять план работы детского коллектива;
- взаимодействовать с малыми группами детского коллектива;
- направления деятельности детских и молодежных общественных объединений;
- основы сопровождения детского коллектива;
- анализировать внешние факторы проведения мероприятия;
- подбирать материалы для проведения игр, сборов и иных мероприятий в детском коллективе.
Владеть:
- методикой организации деятельности детского коллектива;
- методикой проведения игр, сборов и иных мероприятий.
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
- способность конкретизировать особенности и возможности детского коллектива и его участников;
- способность организовывать и сопровождать деятельность детского коллектива и его участников.
ПРОГРАММА КУРСА
Раздел 1. Детский коллектив: сущность и возможности.
- Общее представление о коллективе.
- Педагогическое значение коллектива.
- Структура коллектива.
- Ценности коллектива.
- Лидерство в коллективе.
- Условия эффективности деятельности коллектива.
Раздел 2. Роль вожатого в сопровождении детского коллектива.
- Общая картина развития детского коллектива.
- Сплочение коллектива.
- Организация и сопровождение деятельности коллектива.
- Методы изучения коллектива.
- Повышение эффективности деятельности коллектива.