
Философия
Специфическими особенностями курса являются акцент на вопросах философского россиеведения, а также активное применение методов и приемов кинопедагогики.
О курсе
В курсе «Философия» рассматриваются теоретические основы философии как учебной дисциплины. Освещаются структура и функции философского знания. Раскрывается содержание центрального для философии понятия мировоззрение и его связь со специфическими цивилизационными особенностями, лежащими в основании национального образа и стиля мышления, способа осознания действительности и установления места человека в нём. Изучаются основные категории и понятия онтологии - философского учения о бытии, рассматриваются типы онтологий, варианты решения основного вопроса философии о соотношение сознания и материи. Детально прорабатываются подходы к пониманию пространства и времени, движения и развития. Раскрываются основы гносеологии как философского учения о познании и ее связи с эпистемологией, логикой, теорией и практикой аргументации. Изучаются основные понятия и положения социальной философии. Особое внимание уделяется философии культуры, философской антропологии и аксиологии, фиксирующим основные ментальные особенности и ценностные основания отечественного типа философствования. Детально прорабатываются проблемы этики и эстетики. Подробно освещается значимая для педагогических направлений подготовки философия образования. Особым социально-практическим значением наделяются философия науки и техники, а также философия медиа и цифровой реальности, чрезвычайно актуальные для современного человека в аспекте понимания связей человека с миром, новых “языков культуры” и форм самопознания и самоактуализации.
Специфической особенностью курса “Философии” является акцент на вопросах философского россиеведения, то есть его ориентированность на выявление особенностей отечественного философского мировоззрения в их тесной связи с российским этнокультурным менталитетом, с духовными и ценностными установками российского национального образа мышления и характера, с жизненными стратегиями и способами достижения смысла жизни, с привычками сознания и стереотипами поведения.
Практическая подготовка посвящена решению многообразных профессиональных и личностных задач, которые стоят перед сегодняшними специалистами системы образования и современными родителями. Это, в свою очередь, становится основой для организации воспитательной работы педагога с обучающимися и их семьями, в основании которой находится мировоззренческое и ценностное содержание, которое формирует философия. Поэтому основной целью данного курса является содействие становлению профессиональной и личной компетентности слушателей путем обогащения ее предметным содержанием в области мировоззренческих, аксиологических, антропологических элементов философского знания. Содержание этого курса базируется на концептуальных положениях мировой и отечественной философской мысли, а также мировоззренческого потенциала литературы, искусства, кинематографа.
Формат
Курс предполагает знакомство с основными текстовыми и видеоматериалами, характеризующими основные положения философского знания - его понятийный аппарат, специфику отдельных разделов “Философии” - онтологии, гносеологии, аксиологии, этики, эстетики, философской антропологии, философии культуры, социальной философии, философии образования. Предлагаются дополнительные материалы в виде презентаций, текстовых и видеоматериалов и пр. После каждого теоретического отрывка у слушателей есть возможность осуществить самоконтроль усвоения материала при помощи выполнения тестовых заданий с единичным или множественным выбором.
Требования
Курс рассчитан на студентов педагогических направлений и профилей подготовки. Обязательная предварительная подготовка и наличие специальных компетенций у слушателей курса не требуется.
Формируемые компетенции
Процесс освоения дисциплины направлен на овладение следующими компетенциями:
УК-1 – способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-5 – способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.
Результаты обучения
По завершении этого курса слушатели будут:
знать
- понятийно-категориальный аппарат философии;
- основные способы, формы и уровни бытия, ступени развития представлений о пространстве и времени в истории философской и научной мысли;
- принципы движения, развития и самоорганизации материальных систем;
- основные категории, принципы и законы диалектики;
- современные философские определение сознания и структуру сознания;
- соотношение сознания, мышления и языка;
- основные философские категории и проблемы теории познания;
- основные характеристики культуры, отличающие её от природы;
- философские основания постановки вопросов о сущности человека, о философском осмыслении антропогенеза и культурогенеза;
- философские основания социальной жизни, структуры общества и его подсистем;
- основные философские проблемы существования человека и общества;
уметь
- отличать друг от друга монистические, дуалистические и плюралистические взгляды на сущее и бытие;
- компетентно определять принадлежность конкретных философских позиций конкретным этапам развития философской мысли;
- соотносить по содержанию категории «материя», «движение», «пространство» и «время» и др.;
- применять законы диалектики для понимания, описания и прогнозирования развития общества, природы и культуры;
- обнаруживать в собственном бытии и бытии человека как такового все составляющие структуры сознания;
- отличать элементы структуры сознания друг от друга;
- применять методы эмпирического и теоретического познания;
- анализировать явления природы и культуры в контексте глобальной эволюции;
- видеть связь философии с социальными и духовными проблемами человечества;
- применять теоретические философские знания при анализе конкретных фактов и явлений действительности и современной культурной жизни;
владеть
- основными методологическими принципами и подходами к объяснению явлений реальности;
- способностью свободно ориентироваться в многообразии различных философских и научных концепций;
- видением многообразия способов, форм и уровней бытия;
- способностью осознания многообразия форм самоорганизации бытия и руководствоваться принципами диалектики для развития собственных мыслительных способностей;
- навыками культурно-семиотического анализа различных сфер бытия человека;
- формами научного познания: постановкой проблемы, выдвижением гипотезы, построением теории;
- навыками сравнения различных философских и научных концепций антропогенеза;
- навыками выявления движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе и социально-политической организации общества;
- навыками решения проблем современной культуры на уровне индивидуальной духовной, социальной, практической жизни, а также в профессиональной деятельности.
Программа курса
Теоретическая подготовка:
1. Философия как наука. Понятие мировоззрения.
2. Онтология как философское учение о бытии.
3. Гносеология как философское учение о познании.
4. Социальная философия.
5. Философия культуры.
6. Философское осмысление специфики российской культуры.
7. Философская антропология
8. Аксиология. Этика.
9. Аксиология. Эстетика
10. Философия образования.
Практическая подготовка.
Экзамен.
Направления подготовки
44.03.01 Педагогическое образование