Количественные и качественные методы в психолого-педагогических исследованиях
Курс ориентирован на педагогов-психологов, реализующих собственные исследования, участвующих в мониторинговых обследованиях или прикладных исследованиях, руководящих проектно-исследовательскими работами обучающихся
Курс был отмечен дипломом I степени в номинации "Психология" конкурса EdCrunch Award - 2018.
Курс может являться введением в исследовательскую работу педагога-психолога. Его особенностью является рассмотрение полного цикла исследовательской деятельности: от постановки проблемы и работы с теорией до интерпретации результатов качественного и количественного анализа эмпирических данных. Особое внимание уделяется прояснению базовых принципов исследовательской работы и освоению наиболее востребованных методов. Количественные и качественные методы рассматриваются как тесно взаимосвязанные и дополняющие друг друга. Иллюстративные примеры и ситуационные задания приближены к содержанию исследовательских работ, доступных для реализации специалистами-практиками и старшеклассниками.
Сопровождение видеолекций разнообразным презентационным материалом и практическими заданиями способствует пониманию содержания. Подбор заданий, моделирующих типичные ситуации психолого-педагогических исследований, обеспечивает постепенное освоение базовых исследовательских знаний и умений. Наряду с контрольными заданиями тестового характера слушателям предлагается выполнить зачетную самостоятельную работу по анализу статьи с описанием результатов психолого-педагогического исследования, что позволит создать достаточно целостное представление о применении изучаемых методов.
Целью курса является подготовка слушателей к использованию количественных и качественных методов при проведении самостоятельных психолого-педагогических исследований.
В результате успешного освоения курса слушатели будут:
знать:
- отличительные признаки научного исследования, различия фундаментального и прикладного исследования, количественного и качественного подхода к организации психолого-педагогического исследования, этапы исследовательского процесса;
- основные теоретические методы психолого-педагогического исследования, приемы и способы их реализации, требования к оформлению текста теоретической части исследования;
- особенности качественного подхода к проведению психолого-педагогического исследования, общую характеристику методов получения, обработки и анализа качественных данных;
- особенности количественного подхода к проведению психолого-педагогического исследования, основные понятия теории измерений, описательной и проверяющей статистики;
уметь:
- определять задачи психологического исследования и возможные методы их решения на основе заданной цели;
- осуществлять поиск научной информации, анализировать тексты научных статей;
- выполнять контент-анализ индуктивного типа;
- определять по описанию тип шкалы измерительных процедур;
- использовать методы описательной и проверяющей статистики, интерпретировать представленные количественные показатели.
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК 1.1. Способен использовать качественные и количественные методы психологического исследования.
В соответствии с профессиональным стандартом "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" курс направлен на подготовку к осуществлению трудовой функции "Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ" деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. В части требований к образованию и обучению для реализации данной указанной трудовой функции курс формирует знания и умения, относящиеся к следующим тематическим областям:
- Теория и методы организации психологического исследования;
- Методы статистического анализа данных психологического исследования;
- Методы интерпретации и представления результатов исследования.
На основе изучения курса возможно освоение слушателями следующих элементов опыта практической работы, необходимых для реализации указанной трудовой функции:
- Использовать качественные и количественные методы психологического обследования;
- Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований.
Освоение представленного в курсе содержания важно также при подготовке к реализации трудовой функции "Психологическая диагностика детей и обучающихся". В частности, для осуществления умений:
- Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования (оценка качества и разработка психодиагностического инструментария предполагают владение базовыми процедурами качественного и количественного анализа данных);
- Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов (обработка результатов по группе испытуемых требует использования статистических методов).
Содержание курса соотносится со следующими знаниями, необходимыми для реализации указанной трудовой функции:
- Методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;
- Методы математической обработки результатов психологической диагностики;
- Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования.