
Технологии анализа произведений литературы в начальных классах
Целью данного курса является рассмотрение вариативных технологий анализа художественных произведений в современной образовательной практике начальной школы
В курсе дается представление о круге программного чтения младших школьников и принципах его формирования, научных основах анализа художественных произведений на уроках литературного чтения, методах и приемах анализа произведений детской литературы различных видов и жанров.
Содержание этого курса тесно связано с традиционными вузовскими курсами литературоведения, детской литературы, методики преподавания литературы, предполагает знание содержания образовательных программ по литературному чтению, соответствующих требованиям образовательного стандарта – ФГОС НОО, психолого-педагогических и литературоведческих основ начального литературного образования.
Курс рассчитан на специалистов в области начального образования, студентов педагогических специальностей и слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Желательно предварительное освоение дисциплин: «Основы теории литературы» или «Теория литературы и практика читательской деятельности», «Детская литература», «Методика преподавания литературного чтения», «Теории и технологии начального литературного образования».
По завершении этого курса вы будете:
- знать содержание учебно-методических комплектов по литературному чтению в начальной школе из Федерального перечня учебников;
- знать содержание примерной программы в области «Литературное чтение» для начальной школы;
- знать требования к предметным результатам ФГОС НОО в области «Литературное чтение»;
- знать методические системы: обучения младших школьников чтению и анализу художественных, познавательных и учебных текстов, литературоведческой пропедевтики;
- уметь осуществлять отбор предметного содержания, методов, приемов и технологий, в том числе информационных, обучения младших школьников литературному чтению и читательской деятельности, организационных форм учебных занятий, средств диагностики в соответствии с планируемыми результатами обучения;
- уметь проектировать результаты обучения в соответствии с нормативными документами в сфере образования, возрастными особенностями обучающихся;
- уметь строить систему упражнений, формирующих читательские умения младших школьников, в т.ч. умение анализировать тексты разных типов;
- уметь строить систему упражнений, формирующих литературоведческие представления младших школьников;
- владеть предметным содержанием в предметной области начального общего образования «Литературное чтение»;
- владеть формами, средствами, методами, приемами и опытом планирования и реализации уроков изучения младшими школьниками произведений различных жанров;
- владеть навыками организации обсуждения и анализа художественного текста в аудитории младших школьников.
Процесс освоения дисциплины направлен на овладение следующими компетенциями:
- способен реализовывать образовательные программы начального общего образования в соответствии с современными методиками и технологиями, в том числе информационными, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3).
ПРОГРАММА КУРСА
Модуль 1. Содержание начального литературного образования
Модуль 2. Научные основы анализа художественных произведений на уроках литературного чтения.
Модуль 3. Анализ произведений литературы на уроках в начальной школе.